Новости Bell

Легкие на подъем

Вертолет предоставляет наибольшую свободу из всех летательных аппаратов тяжелее воздуха. Ему не требуются аэродромы с длинной взлетно-посадочной полосой, он может зависать в воздухе и двигаться в любом направлении. Винтокрылые машины удобны для VIP-перевозок и деловых полетов. Но мир несовершенен: достоинства всегда уравновешиваются недостатками.

Цена свободы

Свобода, которую предоставляет вертолет по сравнению с самолетом, уравновешивается недостатками. У самолета подъемная сила создается при движении вперед, без дополнительных затрат энергии. Вертолет же для того, чтобы удержаться в воздухе, тратит значительную часть мощности двигателя, а когда зависает на месте, то всю. Конструкция вертолета значительно сложнее, и потому машина дороже. Скажем, цена легкого четырехместного вертолета Robinson 44 выпуска 2005 года — от $300 тыс. (зависит от налета), аналогичный по уровню комфорта самолет Cessna 172 того же возраста с аналогичным остатком ресурса может стоить вдвое дешевле.

На примере двух этих машин можно сравнить и энергоэффективность. Крейсерская скорость у них примерно одинаковая — 217 км/ч у вертолета и 226 км/ч у самолета, объем топливного бака также очень близок — 190 л и 200 л. Но вертолет, расходуя 55 л в час, способен преодолеть 644 км, а самолет — более 1 тыс. км. Неудивительно, ведь мощность двигателя у самолета 160 л. с., а вертолету необходимо гораздо больше, и его мотор развивает 260 л. с. Соответственно, растет и расход топлива.

Так что за свободу полета приходится расплачиваться высокими расходами. Зато вертолету не нужны аэродромы с взлетно-посадочными полосами, он гораздо быстрее автомобиля и позволяет выбирать маршрут, не привязываясь к дорогам.

Дороговизна самих вертолетов и высокая стоимость их эксплуатации привели к тому, что они практически не используются для пассажирских перевозок. В 1960-е годы прошлого века во многих странах пробовали организовать регулярные полеты вертолетов и строили для этого вместительные машины. С повышением стоимости топлива эти эксперименты сошли на нет, и сейчас винтокрылы большой грузоподъемности используются только для транспортных и монтажных работ в условиях жестких ограничений, когда других возможностей нет. Пассажирские вертолеты превратились в специальный вид транспорта: они доставляют специалистов к труднодоступным местам работы, куда сложно или невозможно добраться иным способом,— на морские платформы в море и буровые в тундре. И, конечно, нашли себе применение как VIP-транспорт, в котором время и комфорт пассажиров важнее, чем стоимость перевозки.

Весовые категории

Рынок вертолетов разнообразен. Это можно увидеть на примере холдинга «Вертолеты России», предприятия которого производят, пожалуй, самый широкий спектр моделей, в том числе гражданского назначения. Именно в России выпускается мировой лидер по грузоподъемности среди вертолетов Ми-26Т, который теоретически может перевозить 82 пассажира, а практически брал на борт сотню человек. Он рассчитан на перевозку до 20 тонн грузов, так что пассажировместимость ограничена исключительно размерами кабины. На площади почти в 40 кв. м можно было бы оборудовать неплохой VIP-салон, если бы кому-то это понадобилось. Но для таких целей используются машины поскромнее. И, конечно, значительную часть рынка вертолетов для деловых перевозок занимают импортные модели.

Вертолеты в России принято классифицировать по максимальному взлетному весу: до 1 тыс. кг — сверхлегкие, от 1 тыс. до 4,5 тыс. кг — легкие, свыше 4,5 тыс. до 13 тыс. кг — средние, а все остальные — тяжелые. Правда, сверхлегкие вертолеты предельно просты по конструкции и больше напоминают спортивный снаряд, чем средство транспорта. А вот легкие вертолеты уже достаточно удобны, чтобы использовать их не только для развлечения пилота. Именно к ним относятся бестселлеры российского и мирового рынка.

Читайте также:  В 2015 году Airbus Helicopters получил заказ на 181 вертолет

Из примерно 2,8 тыс. вертолетов, зарегистрированных в России на конец августа, по данным портала rotosport.nl, 442 — легкие вертолеты Robinson, из них лишь 7 — двухместные R22, остальные — четырехместные поршневые R44 (354 единицы) и пятиместные газотурбинные R66 (81). R44 — самый популярный легкий вертолет в мире: он сочетает относительно невысокую стоимость с хорошими характеристиками и подходит для решения множества задач — от первоначального обучения до работы в качестве воздушного такси или использования в качестве частного или корпоративного транспорта.

Более просторный салон у EC120 B Colibri, который производится компанией Airbus Helicopters (бывшая Eurocopter) во Франции. Рассчитанный на четырех пассажиров и одного пилота вертолет имеет примерно ту же крейсерскую скорость, что и R44, но отличается большей грузоподъемностью (720 кг) и дальностью 710 км. Стоимость — примерно €2 млн — более чем вдвое больше, чем нового R44. В России уже эксплуатируется 22 Colibri.

Другой европейский международный производитель, итало-британская AgustaWestland, предлагает вертолет AW 119Ke, также относящийся к классу легких, хотя его полный взлетный вес почти вдвое больше, чем у EC120: 3150 кг против 1715 кг. Благодаря этому он может взять на борт до восьми человек, включая двух пилотов, и летать со скоростью 267 км/ч на расстояние до 991 км. Но и стоит более €4 млн в базовой конфигурации. В России зарегистрировано 13 таких машин.

У крупных производителей имеются аналоги едва ли не каждой модели конкурента. Соперником AW119 от Airbus Helicopters можно считать EC135. Правда, он отличается конструктивно: у него два двигателя, а не один, а хвостовой винт заменен фенестроном — тоже винтом, но заключенным в кольцевой канал и с большим числом лопастей. Более сложная из-за второго двигателя конструкция объясняет несколько более высокую стоимость — примерно €4,2 млн. Тем не менее в России эту модель выбрали уже 17 покупателей.

Вертолеты, которые рассчитаны на четырех человек в VIP-конфигурации, можно считать золотой серединой этого транспорта. Это эквивалент роскошного лимузина, который перемещается без дорог и в два-три раза быстрее, чем по дороге. Стоимость таких машин обычно укладывается в диапазон от €2 млн до €5 млн — это зависит от веса, а он от конструкции. Одна из популярных моделей этого сегмента — Bell 407, объемы производства которого уже перевалили за 1 тыс. экземпляров, 29 из которых зарегистрированы в РФ. Здесь его можно купить примерно за €4 млн.

Сравнивая вертолеты даже разных классов, можно увидеть, что их потребительские характеристики меняются не так уж радикально. Так, для винтокрылых машин характерны крейсерская скорость примерно 240-270 км/ч и дальность полета 600-800 км, да и число мест, которое в пассажирской версии более или менее привязано к размерам и массе, в VIP-варианте не слишком прямо коррелирует с ценой. Дело в том, что повышенные требования к комфорту накладывают определенные ограничения на компоновку салона. Поэтому часто случается, что там, где для обычного пассажира ставят дополнительное кресло, в VIP-варианте ограничиваются более сложным, просторным и комфортабельным креслом.

Читайте также:  Учимся в Европе

Поэтому даже более дорогие модели могут иметь те же четыре места, как AgustaWestland AW109 Grand New. Это новая версия одного из мировых лидеров среди легких двухдвигательных вертолетов. Убирающиеся шасси — одно из средств повышения скорости, которая действительно выше, чем у коллег по классу: без малого 290 км/ч в крейсерском режиме и более 300 км/ч максимальная. Несмотря на высокую стоимость (более €8,5 млн), пять машин уже нашли потребителей в России.

Русская работа

На авиасалоне МАКС-2015 был представлен их российский одноклассник Ка-226Т. В отличие от «европейцев», он выполнен по традиционной для «Камова» схеме с двумя соосными винтами, что позволяет избавиться от хвостового рулевого винта. На авиасалоне эта машина была представлена в VIP-варианте, предназначенном для использования в государственных органах. Его салон рассчитан на четырех пассажиров, отделан высококачественными материалами и дополнен специальным оборудованием, предусматривающим подключение медиасистемы. Так что здесь ничего не разочарует пассажиров, привыкших к стандартам бизнес-джетов и автомобилей высшего класса. Этот проект реализован российской производственно-инжиниринговой компанией «Авиа-Концепт». В обычной версии эта машина может перевозить до семи пассажиров, хотя в этом случае комфорт сопоставим с недорогим автобусом. Дальность полета — до 500 км, крейсерская скорость — 220 км/ч. Несмотря выбор российских поставщиков интерьера, силовая установка вертолета европейская: два французских двигателя Turbomeca Arrius 2G1, чуть менее мощная версия устанавливаемых на EC135.

В гамме холдинга «Вертолеты России» есть и другие модели вертолетов, подходящих для персонального использования. Например, «Ансат», который производится в Казани. Над созданием VIP-версии, предназначенной для Министерства промышленности, также работала компания «Авиа-Концепт». До сих пор практически все вертолеты «Ансат» отправлялись в ВВС, теперь появляются и гражданские версии. VIP-салон рассчитан на пять пассажиров (максимальная вместимость стандартной конфигурации — семь человек). «Мы провели полный цикл инжиниринговых работ в рамках этого проекта. Сделали не только пассажирский интерьер, отделку кабины пилотов и багажного отсека. Но также разработали систему вентиляции с возможностью подачи кондиционированного воздуха, интегрируя компоненты в конструкцию, координируя нашу работу с КБ ПАО КВЗ»,— говорит генеральный директор «Авиа-Концепт» Сергей Алышев. Работа поставщиков интерьеров для авиационной техники требует хорошего знания конструкции. Для вертолетов с серьезными ограничениями по массе это особенно важно. Поэтому к этим работам допускают только опытные компании, получившие специальные сертификаты. «Авиа-Концепт» сотрудничает с Казанским вертолетным заводом уже четыре года и выполнил для него несколько проектов и макетов.

В «Авиа-Концепт» уверены, что могли бы сделать качественный интерьер для вертолета любого производства. Но для этого необходима сертификация от производителя, а никто из европейских или американских компаний не заинтересован в том, чтобы допустить на этот рынок нового производителя, особенно в нынешних условиях. С другой стороны, и западные инжиниринговые компании также не очень-то рвутся работать с российскими предприятиям — это уравнивает положение, сообщает эксперт в области авиационных интерьеров Максим Пирязев. В России выпускают много средних и тяжелых вертолетов, конкурентов у них мало, а теперь из-за роста курса евро и доллара они еще и сильно выигрывают в цене, несмотря на наличие импортных комплектующих.

Читайте также:  Новые условия страхования в «Хелипорт Москва»

Заметная конкуренция разворачивается в верхнем сегменте легких вертолетов, где размеры уже позволяют разместить четыре-семь кресел с уровнем комфорта автомобиля или даже микроавтобуса высшего класса. Здесь представлены модели всех ведущих производителей: Airbus Helicopters (заводы во Франции, Германии, Испании), AgustaWestland, американские Bell и Sikorsky. Диапазон цен — от €5 млн до €10 млн.

Особые случаи

Зажатые в жесткие рамки конструктивных требований и нормативов безопасности дизайнеры не всегда могут варьировать компоновку салонов, их оборудование и внешний вид. Но у них все-таки остаются возможности хотя бы поработать с отделкой. Поэтому иногда на рынке встречаются специальные предложения. AgustaWestland в 2011 году заключила договор с Карлом Лагерфельдом на создание VIP-версии AW139. Это был не первый контракт такого рода: с 2007 года компания сотрудничала с другим модным домом — Versace, с участием которого были созданы эксклюзивные версии AW109, AW139 и AW119Ke. А Eurocopter EC145 имеет специальную версию в стиле Mercedes-Benz. До этого Eurocopter (ныне Airbus Helicopters) выпускала вертолеты с отделкой от французского дома Hermes.

Быстрее и выше

Российские производители интерьеров самолетов, такие как «Вемина авиапрестиж», также время от времени работают с вертолетами, однако ориентированы на уже прижившиеся в VIP-перевозках Ми-8 и его модификации Ми-17 и Ми-171. Этот вертолет относится к средним, но его взлетный вес как раз на верхней границе своей категории — 13 тонн. Он рассчитан на перевозку до 4 тонн груза или 26 пассажиров в обычном пассажирском салоне. Его VIP-версии достаточно разнообразны и выпускаются еще со времен СССР. Размеры салона обеспечивают комфорт, сопоставимый с салоном тяжелого бизнес-джета: в салоне можно вставать в полный рост. Сегодня его стоимость — примерно от €12 млн в базовом исполнении. Это одна из самых массовых моделей вертолета в мире (построено более 17 тыс.), сейчас Ми-8 и его модификации составляют примерно половину всего парка вертолетов в России, и до 2013 года он был самым большим вертолетом с VIP-салоном. Однако с позиции флагмана деловой винтокрылой авиации эту модель должен подвинуть новый Ми-38 — он уже близок к началу серийного производства. Машина с взлетным весом до 15,6 тыс. кг должна летать со скоростью до 295 км/ч на расстояния до 900 км. Проект салона для VIP-пассажиров уже подготовлен: его изготовила компания «АэроТакси-сервис», которая имеет обширный опыт работы с вертолетами Ми-8 и его модификациями. Салон был представлен президенту Владимиру Путину во время его визита на «Роствертол». Говорят, президенту вертолет понравился.

Валерий Чусов

Источник: Коммерсантъ Приложения